Вторник, 07.05.2024, 01:26
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Школа № 78 г. Северск





Перемена в обычной школе: девочки-второклассницы кормят в своих мобильниках виртуальных кошечек и обмениваются ссылками на новые игры, мальчишки рубятся в телефонах. Или, к примеру, третий класс отправляется на экскурсию: дети в автобусе с пренебрежением игнорируют сопровождающую родительницу, которая пытается с ними поиграть в обычные шарады. Все утыкаются в свои или соседские гаджеты.

О цифровой зависимости ребят постарше мы нередко узнаем из новостных сводок. То семиклассник в ярости разгромил квартиру из-за того, что мать спрятала его ноутбук и наушники. То восьмиклассник покончил с собой из-за запрета родителей посещать социальные сети. Выходит, что наши дети находятся в зависимости, которая мало чем отличается от алкогольной. «МК» выяснил у экспертов, почему возникает и чем грозит психике растущего человека такой ранний цифровой «алкоголизм»?

 Цифровые зависимости распространяются сейчас со скоростью эпидемии. Наши дети чуть ли не с рождения находятся под воздействием очень сильных раздражителей: от ярких и «умных» игрушек до крайне динамичных мультфильмов. Ради эксперимента рекомендую родителям посмотреть современный мультик, например «Винкс». Вернее, послушать, не глядя на изображение. Вы обнаружите, что звуковой ряд там далеко не детский. В нормальной жизни мы слышим такое только в экстренных ситуациях. Или, к примеру, выпускной в детском саду сейчас отмечается круче, чем иная свадьба. Формирующаяся психика ребенка привыкает к таким чрезмерным перегрузкам, словно подсаживается на эмоциональную иглу. Со временем нужны все более и более сильные раздражители, чтобы ребенку «не было скучно».

Современная цифровая цивилизация всегда готова услужить: телевизор, компьютер, мобильник, всевозможные гаджеты легко увлекут в свой неистово яркий мир.  


 В итоге и родители довольны — дети сидят тихо, не пристают. Только вот если отнять у детей их приспособления, возникает синдром отмены, сродни алкогольной или наркотической ломке. Психологи проводили небольшое исследование, в котором участвовали подростки от 12 до 18 лет. Они должны были провести восемь часов в одиночестве, не пользуясь никакими средствами коммуникации: не включать компьютер или гаджеты, радио, ТВ. Зато обычные человеческие занятия — игра, чтение, рисование, прогулки, пение, еда, сон — разрешались. 3 из 68 добровольцев смогли провести 8 часов, можно сказать, наедине с собой. У подавляющего большинства уже через час-два после начала эксперимента возникл, приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение шевеления волос на голове. Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты панической атаки. У троих возникли суицидальные мысли. Все эти симптомы тут же исчезли, когда подростки включили телевизор, компьютер или стали звонить по телефону.

 Родители часто  рассказывают о том, что дети, отлученные от компьютера или наушников, становятся крайне раздражительными.

Как и любые другие зависимости — алкогольная, наркотическая, пищевая, — цифровая является хроническим, прогрессирующим и даже приводящим к смерти заболеванием.

 Сейчас на детей воздействует чрезмерное количество неестественно ярких образов и идет постоянная стимуляция только одной базовой потребности — потребности в новизне. При этом другие важные для человека потребности (в близости, понимании, позитивной оценке, поисковой активности) остаются «за кадром». Это приводит к огромному перекосу в формировании личности, к возникновению зависимости. На этапе, когда увлечение у ребенка уже перерастает в нездоровую тягу, запреты неэффективны, — он, как наркоман, всегда найдет способ получить очередную «дозу». В большинстве подобных случаев отношения между родителями и ребенком нельзя назвать теплыми и доверительными. А победить зависимость можно только с помощью налаженных отношений — другого пути нет.

Поэтому лучше не критиковать ребенка, много времени проводящего за компьютером или у телевизора, а постараться его понять. Искренне поинтересуйтесь, чем его привлекает это занятие (не поощряйте, а только спокойно интересуйтесь!). Затем предложите альтернативные совместные действия: поход, рыбалку, велопрогулку.

Запрещать гаджеты или, предложим, телевизор, не надо. Просто сделайте так, чтобы ребенку не оставалось для них времени, чтобы реальная жизнь была более насыщенной и интересной. Эта работа постепенная и непростая, ее почти невозможно сделать без помощи внешних для семьи людей — друзей семьи, психологов, соцработников, преподавателей, — поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью. Помните, ваш ребенок в серьезной опасности!

■ Ограничивайте время, проведенное ребенком перед телевизором, вообще его доступ к цифровым ресурсам.

■ Действия родителей — для малыша пример для подражания, поэтому не сидите сами день и ночь за компьютером или перед телевизором.

■ Больше читайте детям (даже если они уже сами хорошо умеют это делать), обсуждайте прочитанное. Просто разговаривайте — о наболевшем, о том, что важно для ребят, для вас. Придумайте какие-то семейные ритуалы, традиции, которые будут важны для всех членов семьи. Например, вечером в субботу вы вместе с детьми играете в какие-то интересные игры (главное, не виртуальные!). Или устраиваете общее чаепитие, за которым вы обсуждаете то, как прошла неделя, строите планы на следующую.

■ Не следуйте моде и не приобретайте детям мобильные телефоны, в которых много различных увлекательных игр.

■ Договоритесь с родителями в классе о том, какую сумму карманных денег выделять детям в школу, оговорите ценовую категорию телефонов и гаджетов, которые дети смогут взять на занятия (а лучше, чтобы ребята вообще их на уроки не брали). Важно, чтобы дети хотя бы в классе учились взаимодействовать между собой нормально, — не хвастаясь тем, у кого с собой больше игр или денег, и не убегая в виртуальный мир.

Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0